учитель-логопед Потёмкина Ольга Александровна
НАРУШЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯНАРУШЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ Особо стоит рассказать о нарушениях фонематического слуха у детей с расстройствами речевого развития. Какой характер имеет это нарушение: педагогический или медицинский? Многие родители дошкольников отмечают, что их дети плохо воспринимают речевую информацию в шумных помещениях, в толпе, при включенном телевизоре, не понимают быструю, косноязычную речь и речь с большим количеством длинных и новых слов. На занятиях по подготовке к школе педагоги отмечают, что у таких детей есть снижение фонематического слуха. Специалисты выделяют четыре типа нарушения слуха: • Проводниковое. Этот тип нарушения дают повреждения, заболевания или неправильное формирование наружного и среднего уха. Часто причиной этого нарушения становится отит. Этот вид потери слуха может быть как временным, так и постоянным.
Это нарушение выявляется при исследовании слуха методом слуховых вызванных потенциалов. Слуховые вызванные потенциалы называют еще стволовыми, потому что основная часть звукового пути проходит по стволу мозга. А ребенок рождается стволовым существом, потому что другие части мозга у него еще не развиты, и именно ствол мозга обеспечивает ребенку все необходимое для начального жизнеобеспечения. Центральные нарушения слуха отоларингологи не лечат – это патология неврологическая. Но без специальных исследований невролог не может поставить верный диагноз, и ребенку могут быть поставлены такие диагнозы, как ЗРР, ММД, СДВГ. В результате чего ребенок остается без правильного лечения и коррекции. Эта проблема находится на стыке интересов оториноларингологов, нейропсихологов и дефектологов, но ни один из этих специалистов не способен решить проблему, потому что для ее решения нужны неврологическая диагностика и лечение. Родовые травмы, гипоксия во время беременности и родов, нарушения кровоснабжения мозга и другие патологические состояния в начале жизни ребенка часто и достаточно грубо нарушают работу слуховой нервной системы, и в дальнейшем у ребенка возникают неврологические нарушения слуха, которые отрицательно влияют на развитие и обучение ребенка. Основные симптомы неврологического нарушения слуха: • ребенок плохо воспринимает обращенную речь в шумном помещении;
Для постановки диагноза «неврологическое нарушение слуха» необходимо исключить простое периферическое нарушение слуха. Если же оториноларинголог не находит патологии, а аудиометрическое исследование не выявляет снижение слуха, то проводится специальное исследование, в которое входят тщательное неврологическое исследование, электрофизиологические исследования, доплеровское исследование кровотока мозга, электроэнцефалография и др. Неврологические нарушения слуха могут встречаться при неврологических заболеваниях, таких как судорожные состояния, эпилепсия, опухоли центральной слуховой системы. Однако наиболее распространенная причина таких нарушений – задержка созревания центральных слуховых путей. Подходы к коррекции и лечению неврологического нарушения слуха можно разделить на три категории: 1. улучшение восприятия ребенком слуховой информации;
Используются стимулирующая лекарственная терапия, массаж речевых точек и зон, занятия с логопедом. Детям с такой патологией полезны тренирующие слух процедуры и тренинги фонематического слуха. Педагоги и родители помогут ребенку, если будут говорить медленно, четко произнося все звуки, упрощая сложные фразы, используя зрительную поддержку в дополнение к речевой информации. Фрагмент семинара Н. В. Нищевой. 24 февраля 2022 в 08:43
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.