учитель-логопед Потёмкина Ольга Александровна

Как правильно общаться с неговоряшим ребенком


Важно правильно разговаривать с неговорящим ребенком. Категорические нельзя бесконечное количество раз требовать: "Скажи, как я. Повтори." Часто приходится слышать это на консультациях, хотя я всегда предупреждаю родителей, что они присутствуют при обследовании молча. Эти бесконечные "скажи" и "повтори" отсрочивают момент, когда кроха заговорит. Мы стимулируем ребенка к тому, чтобы он заговорил, но не заставляем говорить. 

Как правильно разговаривать с крохой? 

Помните, что Ваш ребенок не только не говорит, он еще и понимает обращенную речь с трудом или не понимает ее вообще. Если Вы говорите быстро, нечетко, сюсюкаете с малышом, искажаете произношение многих слов, подражая ему, даете крохе многоступенчатые инструкции, вы усложняете понимание речи ребенком, задерживаете его речевое развитие. 

Если в комнате, где находится ребенок, постоянно работает телевизор, малыш привыкает относиться к речи как к фоновому шуму и не пыта-ется понять то, о чем говорят. Такая же ситуация создается, когда взрослые постоянно и шумно общаются при ребенке. 

Если Вы слишком усердно жестикулируете, то кроха начинает реагировать не на слова, а на жесты. 

Как же правильно говорить с малышом? 

• Говорите медленно, четко, выразительно, правильно произносите все слова. 

• Ваши мимика и жесты должны быть выразительными, но не избыточными. 

• Организуйте такие игры, которые вызовут у ребенка желание повторять восклицая, междометья, звукоподражания за вами. Бросайте мячик и говорите: "Оп!" Роняйте игрушку и говорите:"Бум!" Играйте с игрушкой-цыпленком и говорите: "Пи-пи-пи!" Повторяйте эти упражнения. 

• Используйте только короткие предложения: «Это мишка. Мишка большой. Вот какой! У мишки лапы. Вот. У мишки го-лова. Вот. У мишки живот. Вот.». 

• Давайте ребенку только одноступечатые инструкции и ждите, когда он их выполнит: «Иди сюда. Давай мыть руки. Возьми мыло. Намыль руки. Молодец!» 

• Если ребенок произносит слово неправильно, похвалите его, но произнесите слов так, как следует. Малыш произнес впервые: «Асина!» Скажите: «Умница! Машина! Это машина!» 

Как играть с малышом? 

Организуя домашние развивающие занятия с сыном или дочкой, следуйте рекомендациям специалиста, с которым занимается ваш ребенок, и помните, что игры с малышом должны быть разнообразными. 

Уделяйте внимание развитию общей моторики ребенка, его подвижности, ловкости. Учите катать, бросать, ловить мяч среднего размера.

Покажите, как прыгать на двух ногах, перешагивать через невысокие препятствия, залезать на диван и слезать с него, не падая. Используйте игры с бегом. Следуя рекомендациям нейропсихологов, качайте малыша на большом фитболе, качелях, в гамаке. С папой малыш может поиграть в самолет и полетать на его руках по всей квартире. 

Играйте в пальчиковые игры. Учите кроху рисовать пальчиками и ладошками, используя специальные краски. Лепите с малышом фигурки из пластилина, теста, глины. Помните, что развитие мелкой моторики связано с речевым развитием. 

Используя специальные пособия и рекомендации логопеда, проводите дыхательную и артикуляционную гимнастику с игрушками. 

Когда малыш будет хорошо знаком со сказками «Репка», «Колобок». «Курочка Ряба» разыгрывайте их вместе с малышом, используя игрушки. 

Пойте малышу и побуждайте его к пению вместе с вами.


Если логопед или дефектолог, который занимается с вашим ребенком, рекомендует обратиться к неврологу или психиатру, поверьте ему и не отказывайте своему малышу в необходимой помощи. Необходимо найти причину задержки речевого развития и помочь ребенку преодолеть ее. Проведите все назначенные исследования, не отказывайтесь от лечения. Если вы упустите время, которое оптимально для оказания помощи ребенку, потом будете жалеть об этом. Особенно, ели речь пойдет об обучении в корекционном классе или коррекционной школе. Не лишайте ребенка будущего!

Н. В. Нищева, учитель-логопед 

25 мая 2023 в 17:10

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.